Навигация по сайту



Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности учреждений

bus.gov.ru


Версия для слабовидящих


Версия для слабовидящих



Музыкальный руководитель

Венина Наталья Сергеевна

высшее профессиональное образование

первая квалификационная категория

Меркулова Наталья Геннадьевна

высшее профессиональное образование

первая квалификационная категория

Прокофьева Татьяна Евгеньевна

среднее профессиональное образование

первая квалификационная категория

 Робкие и застенчивые

Музыкальный руководитель Меркулова Наталья Геннадьевна

Застенчивость часто является признаком сдержанного темперамента, и, если она не мешает жизни ребенка, не следует считать это проблемой. Но в случае, когда застенчивость достигает такого уровня, при котором ребенок испытывает дискомфорт, не может общаться со сверстниками, боится попросить помощи у взрослого, чувствует себя несчастным – тогда стоит задуматься.

Каждый ребенок нуждается в индивидуальном подходе, но особого внимания требуют застенчивые и робкие дети. С этим согласится любой педагог. А что получается на деле? Чаще всего если нужен главный герой для театрализованного действия – выбираем смелого, активного, с хорошей речью. И так от мероприятия к мероприятию. Неудивительно, что у «востребованных» детей завышается самооценка, возникает пренебрежительное отношение к робким, стеснительным сверстникам, которым по нашей же вине, отведена пассивная жизнь.

Робкому и стеснительному ребенку нужно помочь ощутить себя равным среди сверстников. Застенчивым детям, как правило, свойственны такие качества как исполнительность, ответственность, старательность, у них развито творческое начало. Они многим интересуются и много знают. Но их зачастую игнорируют не только более активные сверстники, но и взрослые. Можно себе представить, какие чувства дети при этом испытывают! Им как воздух необходимо участие взрослого.

Необходимо с особым уважением относиться к такому ребенку. Почувствовав поддержку, робкий ребенок приобретает уверенность в себе, преображается, буквально «расцветает».

Очень часто причиной чрезмерной застенчивости ребенка являются нарушения речи, которые не могут не сказываться на его психике. Таким детям в первую очередь необходима помощь логопеда, психолога, педагогов и особенно родителей.

К сожалению, некоторые родители, не осознавая этого, бывают жестокими по отношению к своим детям. Если Ваш ребенок не очень громко прочитал стихотворение Деду Морозу на Новый год или был недостаточно артистичен, не стоит фотографировать эту в сущности-то трагическую сценку, чтобы потом неоднократно показывать ее малышу, выговаривая за оплошность.

Многие родители просят поручить своему застенчивому ребенку главную роль на больших праздниках, где присутствует большое количество родителей, бабушек, дедушек, т.е. совершенно посторонних для него людей, совсем не задумываясь о том, какие чувства при этом будут испытывать их ребенок. Ведь если он плохо справится с порученной ролью, то переживать от этого в первую очередь будет он сам. Зачем же ребенку лишние переживания, если ему и без того постоянно приходится преодолевать себя?

Помощь застенчивому ребенку заключается, прежде всего, в том, чтобы создать ему психологический комфорт и помочь справиться с робостью и волнением.

Музыкальные руководители на своих занятиях постепенно вовлекают робкого ребенка в процесс деятельности. Например, мы можем попросить его разложить на столе музыкальные инструменты, атрибуты для занятий, обязательно похвалив его за выполненную работу. Или можем дать задание: дома выучить считалку, тогда в детском саду во время игры ребенок, произнося ее, неизбежно привлечет к себе внимание других детей, они будут его слушать – на несколько минут он станет среди сверстников «главным».

Детям очень нравится играть в кукольный театр. Стеснительному малышу обязательно нужно давать куклу – ведь именно к ней прикованы взгляды зрителей, и ребенок, забывая про свою стеснительность, прекрасно справляется со своей ролью. Театральная ширма для него – тоже помощница. За ней – как за каменной стеной – ничего не страшно.

У нас часто проходят конкурсы стихов. Застенчивый ребенок обязательно должен принимать в них участие! Выучите с малышом совсем небольшое стихотворение, но для него это будет победа – победа над собой. Так, шаг за шагом, ребенок, преодолев стеснение и робость, «выходит» на большую аудиторию, наравне со всеми выступает на праздниках, а получив, наконец, заветную роль, раскрывает свой творческий потенциал, показывает свое истинное Я, скрытое до сих пор от окружающих.

Нам всем – и родителям, и педагогам – нужно запастись терпением и направить свои совместные действия на развитие в ребенке умения общаться, повышение его самооценки, раскрытие его творческих возможностей.

Помощь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность проверить в себя и почувствовать, как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого не стесняясь, – наша общая задача.

Основы музыкального развития ребенка

Музыкальный руководитель Прокофьева Татьяна Евгеньевна

Основы музыкального развития ребенка закладываются в семье. Можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:

1) врожденные музыкальные задатки;
2) музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.

Создание в семье благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет сформировать основы музыкальной культуры ребенка, обогатить его духовный мир, развить музыкальные способности, оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.

Основные педагогические методы: наглядный, словесный, практический применимы в музыкальном, семейном воспитании. Наглядно - слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Можно предложить ребенку послушать аудиозапись музыкального произведения. Это могут быть детские песни, произведения русских, зарубежных композиторов, народная музыка. Желательно иметь дома магнитофон, музыкальный центр, кассеты с записями произведений русских и зарубежных композиторов, детских песен и сказок. Необходимо учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредоточиваться на небольшом (особенно в младшем дошкольном возрасте) по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке.

Наглядно - зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества.

В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстраций. Дома же имеется возможность показать детям репродукции картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Например: предлагая ребенку послушать произведения об осени («Осенняя песнь» П. Чайковского, «Осенью» С. Майкапара и другие) рассмотрите картинки с осенними пейзажами. Рассматривание репродукций, картин соответствующих по настроению звучащей музыки, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослых, помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменение в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно или весело звучит мелодия.) Можно, прослушав произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия. Например: «Сказочки» С. Майкапара, Д. Кабалевского, «Вечернюю сказку» А. Хачатуряна.

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально – ритмическим движениям) позволяет ребенку овладевать определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Этот метод сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями, благодаря чему оно становиться более осознанными и глубокими. В качестве приемов и средств практического метода можно отметить такие, как передача впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке; инсценировка песни и т. д.) Иногда родители стремятся, чтобы их ребенок достиг высоких результатов (например, в игре на музыкальных инструментах насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения). Если же ребенок не справляется с заданием, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

Родители должны быть убеждены, что только заинтересованностью можно добиться успехов в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого и ребенка. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым и находиться в насыщенном положительном эмоциями окружении.

«Давайте всерьез поговорим о музыке»

Музыкальный руководитель Венина Наталья Сергеевна

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский cад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка.

Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании.

Начинаем работать с детьми в возрасте от полутора лет и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать буквы, слова, предложения.

Учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать - это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Также прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание, это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни.

И с раннего возраста закладывается основа для правильной постановки голоса, тем самым увеличивается объем легких, это является профилактикой респираторных заболеваний.

Семья может помочь детям полюбить и научиться понимать хорошую музыку, с ранних лет приобщая их музыкальной культуре. Прежде всего, необходимо создать такие условия, которые наилучшим образом формировали бы художественный вкус ребенка. Домашняя фонотека, личный пример (собственное отношение к музыке), совместное слушание музыкальных сказок или детских пьес, радиопередач не только дадут возможность привлечь внимание ребенка к музыке, но и сблизят его с вами духовно, а эта близость, пожалуй, больше чем родственная.

Хорошо, чтобы в доме были детские музыкальные игрушки - тогда ребенок сможет самостоятельно музицировать, танцевать, петь, когда захочет. Самостоятельная музыкальная деятельность способствует развитию музыкальных и творческих способностей дошкольника.

Театрализованные представления в детском саду

Музыкальный руководитель Меркулова Наталья Геннадьевна

Театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности — пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Главная наша цель — развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.

Для развития выразительной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности, которые надо проводить каждый день: это игра, и пожить и порадоваться в ней может каждый ребенок.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог, ставят маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Знакомство ребенка с театром должно состояться в самом раннем возрасте и лучше начинать (помимо театрализованных игр), именно с театральной куклы. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают взрослые и старшие дошкольники, это создает радостную атмосферу.

В среднем возрасте кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т.к. его необходимый атрибут — ширма, за которую ребенок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актеры драматического театра. При этом они, наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.

В старшем дошкольном возрасте все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях, постановки отличаются более сложными характерами героев, трудными для разработки мизансценами.

Отдельно хочу остановиться на возможностях кукольного театра.

Писатель М.Е Салтыков-Щедрин утверждал, что «из всех существующих в мире тайн, тайна куклы — самая загадочная». Может быть, это и преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно относиться серьезно. С полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой ключик», который мы до сих пор ищем и никак не можем найти.

Очень важен подбор кукол для театрализованных игр с дошкольниками. Видов кукольных театров огромное множество. Самые распространенные (те, которые чаще можно купить в магазине) — би-ба-бо (или перчаточные), пальчиковые, марионетки. Надо сказать, что дети с удовольствием играют с театральными куклами, разыгрывая сценки из знакомых сказок, сочиняя диалоги, обыгрывая знакомые песенки и стихотворения.

Безусловно, все это приносит известную пользу: у детей развивается речь, память, коммуникативные навыки. Однако, понимая, какой воспитательный потенциал скрывается в театральных куклах, можно утверждать, что в массовой педагогической практике «золотой ключик» используется не в полной мере своих волшебных качеств. Поэтому некоторые педагоги пытаются экспериментировать, фантазировать, изобретать и создавать другие виды разнообразных театральных кукол, которые становятся первыми помощниками в воспитании и художественно-творческом развитии дошкольников — это платочные, варежковые, штоковые, говорунчики, театр кружек, коробок и мн. др.

Мы для инсценирования взяли сценарий небольшой сказки «Волшебный цветок». Сюжет простой, но очень поучительный: о доброте, взаимной внимательности и желании сделать лучше, щедрее, красивей окружающий мир. Воспитатели этой подготовительной группы с раннего возраста уделяли внимание кукольным театрализациям, и не просто обыгрывали сценки, сказки, стихи, но и работали над постановкой руки ребенка с куклой. Поэтому я решила разнообразить нашу сказку, добавив в нее элементы кукольного спектакля. Мне захотелось использовать различные виды кукол: помимо би-ба-бо, которые хорошо известны детям, познакомила с куклой-марионеткой (птичка) и платочной куклой (Старичок-Лесовичок). Дети с азартом и с удвоенным интересом приступили к репетициям.

Кукольный спектакль — это более сложное для исполнения действие, чем драматическое, т.к. требует хорошего владения куклой (т.е. своей рукой), ребенку нужно понять, что играет не он лично, а его кукла, поэтому надо учиться владеть куклой так же, как собственным телом. К тому же, физически сложно держать руку поднятой вверх, при этом громче обычного и выразительнее говорить текст, ведь сам артист спрятан за ширмой. Исходя из всех этих сложностей, постепенно, мы с детьми решили, что пока не будем прятаться за ширмой, пусть зрители наблюдают не только за куклой, но и за самими юными артистами.

С платочной куклой у нас не было больших трудностей, а вот с марионеткой пришлось «побороться». Мы вместе с исполнительницей роли птички искали, как лучше ее держать, как она будет летать, где сядет и т.п. Так же вместе с детьми мы обговаривали целесообразность использования музыкального материала (подходит ли взятая нами песня для постановки, как сделать танец веселее и разнообразнее). Дети всегда довольны, когда их вовлекают в процесс творчества, тогда они более ответственно и воодушевленно занимаются осуществлением поставленной цели.

Сказки знакомят детей с различными моделями поведения, показывают последствия положительных и отрицательных поступков, воспитывают эстетический вкус и любовь к родной русской речи. В результате, ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Кукольный театр в силу своей театральной зрелищности, необычайности, особой эмоциональности, очень важен в жизни ребенка. Положительные эмоции стимулируют активное внимание, а, следовательно, и понимание происходящего в спектакле, стимулируют и речь детей. Кукольный спектакль, безусловно, обогащает представления ребенка и воспитывает его.


ООО "Системы Комплекной Автоматизации", г. Железногорск, 2015