Навигация по сайту



Результаты независимой оценки качества образовательной деятельности учреждений

bus.gov.ru


Версия для слабовидящих


Версия для слабовидящих



Консультация старшего воспитателя

Составила старший воспитатель Урюпина Т.Г. февраль 2015год

Консультация для воспитателей:

«Как прийти к личностно-ориентированной модели

взаимодействия с детьми».

Дошкольный возраст— это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произвольность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную  модель взаимодействия.

Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.

Целью  личностно-ориентированной  модели общения педагога и ребёнка  -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личностных особенностей).

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами. Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня .

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершенства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации:

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении совместной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных результатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;

- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;      

- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;

- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;

- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;

- умеет транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психолого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).

Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение исследовательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном познании.

Для педагога ДОУ  во взаимодействии с ребенком, главное:

üустановка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;

üумение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;

üориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

üнаправленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

üдиалогическая позиция в общении;

üнаправленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;

üпоощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют следующие функции:

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, готовности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагностических методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на положительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, практическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располагает ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педагога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориентированного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных умений и навыков.

Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий  по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие личностных качеств, психологических процессов, коррекцию;

Литература.

1. Железнякова, З. Р. Педагогические условия организации развивающего взаимодействия с детьми раннего возраста: автореф. Дис. … канд. пед. наук.: 13.00.01 / З. Р. Железнякова. — Минск, 2000. — 15 с.

2. Панько, Е. А. Воспитатель дошкольного учреждения. Психология / Е. А. Пань–ко. — 2–е изд., перераб. и доп. — Минск: Зорныверасень, 2006. — 264 с.

3. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками / Е. О. Смирнова. — М.: Academa, 2000. — 151 с


ООО "Системы Комплекной Автоматизации", г. Железногорск, 2015